Песнь 2
Мужа убих, глаголет, в язву мне и юношу в струп, Ламех, рыдая вопияше; ты же не трепещеши, о душе моя, окалявши плоть и ум осквернивши.
О како поревновах Ламеху, первому убийце, душу яко мужа, ум яко юношу, яко брата же моего, тело убив, яко Каин убийца, любосластными стремленьми.
Ламех — потомок Каина от одной из его сестёр. Известен тем, что взял себе две жены, а также совершил убийство вслед за своим предком — первым человеком-убийцей. (Быт. 4:17-24).
Каин — сын Адама и Евы. Когда Каин и его брат Авель принесли жертву Богу, Господь не принял жертвы Каина, потому что она была принесена не от чистого сердца. Но Каин не покаялся, а стал завидовать брату, жертва которого была угодна Богу и принята Им. Обманом Каин заманил Авеля в поле и убил его, став первым на земле убийцей (Быт. 4). Род Каина, изгнанный от остальных потомков Адама и Евы, впоследствии погиб в катастрофе, вошедшей в Священное Писание под названием всемирный потоп.
Песнь 2
Поползохся, яко Давид, блудно и осквернихся, но омый и мене, Спасе, слезами.
Давид — израильский царь, автор Псалтири, прародитель Спасителя мира. В этой песне канона вспоминается случай грехопадения Давида, соблазнившегося Вирсавией, женой своего воина Урии (2 Цар. 11-12). Подробнее см. объяснение к 7-й песне канона, читаемого в понедельник первой седмицы Великого поста.
Кому уподобилася еси, многогрешная душе? Токмо первому Каину и Ламеху оному, каменовавшая тело злодействы и убившая ум безсловесными стремленьми.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня утром, для тех кто был утром, на утрене, на седальне пелось: «Господи, спасительное воздержание двуеденствующе вопием Тебе: умили сердца наши, рабов Твоих и приими сущие со страхом молитвы наши, подая нам благое поста поприще, очищение и велию милость». А по-русски это будет звучать так: «Господи, второй день пребывая в спасительном воздержании, мы взываем к Тебе: пошли умиление в сердца Твоих рабов и прими молитвы наши приносимые со страхом, даруй нам успешно пройти путем постным очищение и богатую милость».
А поется так потому, дорогие братья и сестры, что уже в первый день Великого Поста мы уже вкусили, что это тяжело. Тяжело и по питанию, и потому что и службы длинные, тяжело и потому, что вокруг вроде бы стоят и люди, а начинают кусаться, потому что первый день поста. Тяжело потому что нападения бесовские на нас чувствуем: где-то что-то покалывает, тут мы очки уронили, тут мы споткнулись. И все это пост. И как же так, когда говорится и поется, что пост это для души и очищение и умиление и радость и весна души. А нам, когда Великий Пост начинается, становится с первого дня как бы телесно и душевно плохо.
Подробнее: Проповедь после покаянного канона Андрея Критского
Песнь 1
Каиново прешед убийство, произволением бых убийца совести душевней, оживив плоть и воевав на ню лукавыми моими деяньми.
Авелеве, Иисусе, не уподобихся правде, дара Тебе приятна не принесох когда, ни деяния божественна, ни жертвы чистыя, ни жития непорочнаго.
Яко Каин и мы, душе окаянная, всех Содетелю деяния скверная, и жертву порочную, и непотребное житие принесохом вкупе: темже и осудихомся.
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Возлюбленные о Господе отцы, братие и сестры!
Ныне — особое время, начало Великого поста, день, который Святой нашей Матерью Церковью называется Прощеным воскресеньем. Начало Великого поста святые отцы называют «весной для души», и с завтрашнего дня в храме все будет иное: будет иное облачение, иное богослужение, иные великопостные распевы и молитвы, будет иная пища на нашем столе — и все это ради того, чтобы мы сами стали иными. Чтобы мы стали детьми Божиими, детьми Бога любви, призванными к чистоте, святыни, призванными всей своей жизнью восхвалять Бога Отца, призванными стать похожими на Него, как дети похожи на своего отца. Как ученики похожи на своего учителя, так и мы должны быть похожи на Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
В эти святые дни апостол Павел призывает всех нас такими словами: «Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны» (Кол. 3, 12–15).