Помощь Божия — это не то, что Бог за нас будет делать, как утверждает народная молва. Бог помогает тем, кто сам делает. Когда Марию Египетскую одолевали искушения, она падала на землю и молилась. А что в таком случае мы делаем?
Мариино стояние — народное название утрени, совершаемой в четверг пятой седмицы Великого поста (чаще всего в среду вечером), на которой читается Великий канон св. Андрея Критского и житие преподобной Марии Египетской.
В последний раз в этом Великом посту мы читали покаянный канон Андрея Критского, на нашу душу ложились святые слова покаяния: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Слышали и припевы: «Преподобный отче Андрее, моли Бога о нас! Преподобная мати Мария, моли Бога о нас!»
Покаяние — вот то, чем мы можем спастись. Какие бы дела добрые мы ни совершали, хвалясь ими, мы превращаемся в фарисеев, смотрящих только на внешность, а внутри — как гробы, полные всякой мерзости. Ибо делами закона мы не оправдаемся, никто не в состоянии совершить таких дел, которые покрыли бы наши злые дела. Покаяние — вот то, что стоит выше всего. Через покаяние многие достигли спасения.
30 марта 2014 года после вечернего богослужения в храме Пресвятой Богородицы в Ясеневе состоялась беседа с настоятелем храма архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным), посвященная советам, данным в душеспасительном творении преподобного Иоанна Лествичника.
Много веков «Лествица» является настольной книгой христианина. Проникнутое глубокой духовной опытностью, написанное простым, но полным силы, чистым и живым языком, творение преподобного Иоанна Лествичника является духовным руководством ревнующему о своем спасении совершить духовное восхождение по Лествице, возводящей на Небо.
В беседе настоятель рассказал о страстях и лобродетелях, особенно о страсти нечувствия, которая в той или иной мере присуща каждому, о молитве и посте, как средстве борьбы с этой, да и многими иными страстями. Свой рассказ он иллюстрировал цитатами из «Лествицы», примерами из священнической практики и духовного опыта старцев.
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Однажды святитель Игнатий, епископ Кавказский, сказал: «Отныне, во время краткой земной жизни, которую Писание не назвало даже жизнью, а странствием, познакомься со святыми. Ты хочешь принадлежать на небе к их обществу, хочешь быть участником их блаженства. Отныне вступи в общение с ними. Когда выйдешь из храмины тела, они примут тебя к себе, как своего знакомого, как своего друга». И вот Великим постом, среди тысяч и тысяч святых, которые просияли в нашей Святой Православной Церкви, из года в год в богослужебном круге в воскресные дни вспоминается память только трех святых — из тысяч только трех святых! Почему? Чем они были так велики? Почему именно на них обращает наше внимание Православная Церковь во время Великого поста?
Первая седмица поста заканчивается Неделей Торжества Православия, а вторая Неделя посвящена святителю Григорию Паламе. Почему? Кто это? Что он привнес, какое учение он оставил Церкви? Что он дал, чем так дорога стала для Церкви его память, которая вспоминается Великим постом именно в воскресный день?
Подробнее: Неделя 4-я Великого Поста. Прп. Иоанна Лествичника
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
«Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». Такие слова мы слышим с вами, братья и сестры, в Евангелии от Иоанна. Сейчас третья неделя Великого Поста, пройдена половина пути, потому что Страстная Седмица –это особая седьмая неделя, и сейчас, можно сказать, ровно половина нашего с вами постного подвига. Мы поднимались, как бы восходили на некую вершину, некий духовный пик, и неслучайно, что именно на этом пике, на этой вершине, в середине этого богослужебного восхождения, богослужебного подвига вдруг нам, для нашего сердечного внимания преподносится для поклонения крест Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Как некое средоточие, некая сердцевина, некий фундамент, некое основание, некая цель размышлений о том, что является содержанием нашей с вами жизни.
Праздник сорока Cевастийских мучеников всегда был большим событием в Православной Церкви. Издревле, с самого времени их мученической кончины в 320 году, Церковь торжественно прославляла этих святых. Они приняли страдание за Христа перед самой победой христианства в Римской империи. Тогда уже был принят знаменитый Миланский эдикт, разрешающий свободу христианского вероисповедания, но были еще отдельные вспышки гонений перед той полной победой, когда христианство утвердилось во всей Римской империи. Так бывает: кончается война, и накануне победы кто-то принимает смерть.
Эти воины приняли страдание за Христа в ледяном Севастийском озере. Их смерть была особенно славной, потому что они имели возможность избавиться от страданий. На берегу озера была растоплена баня, и каждый из них мог оставить место мучений и прибегнуть к этому спасению.
Их подвиг памятен для нас и тем, что один из воинов не выдержал и предпочёл безопасную, благополучную жизнь без Христа смерти со Христом. Это видел один из стражников. По непостижимому Божественному Промыслу ему открылось, что там, где стоят эти мученики, — жизнь и слава. Там то тепло, которое невозможно обрести нигде и никогда, там Сам Господь. Видя мученические венцы, сходящие на воинов, он закричал: «И я христианин!» — и присоединился к ним, чтобы вместе с ними разделить и страдания, и славу.