Великий Понедельник. На 6-м часе читается паремия, ветхозаветное чтение – пророчество Иезекииля, описание его видения, страшного видения (Иез. 1, 1–20). Дух Господень является ему в свете и даже блеске «И посреде его яко видение илектра посреде огня» (илектра – корень слова тот же, как и у слова электричество).
Пророк видит мощное сверхсияние и какие-то колеса, в которых много очей. Это что? Это видение, и даже, как мы читаем в Великую Среду, – это не просто видение, а видение Славы Божией. Но оно настолько непередаваемо на язык нашего времени и нашего ума, что мы даже не пытаемся представить себе, как это и что это.
Если мы возьмем фантастическую литературу, связанную с инопланетными путешествиями, где героям встречаются всякие существа, то там писатели-фантасты пытаются передать другую реальность нашими человеческими понятиями – всякими бластерами, всякими сверхпроводимыми материалами, машинами времени и так далее.
Утреня Великого Вторника также начинается пением тропаря «Се, Жених грядет в полунощи». В основе его лежит притча о десяти девах (см.: Мф. 25, 1–13); воспоминанию о ней и посвящено богослужение Великого Вторника. В Великий Понедельник на утрене был как бы лишь отдаленный клик в нощи: Се Жених грядет. Он повторяется и теперь, но усиливается и расширяется в последующих песнопениях и в евангельском чтении о десяти девах. Притчею о десяти девах Церковь внушает всегдашнюю готовность к встрече Небесного Жениха. «Жениха, братие, возлюбим,— поется в седальне на утрене,— свещи своя украсим, в добродетелех сияюще и вере правой: да яко мудрыя Господни девы готови внидем с Ним на браки, Жених бо дары, яко Бог всем подает нетленный венец»
В Великий Понедельник Христос проклял и иссушил смоковницу.
Во время оно, возвращаясь в город, Иисус взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла. Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница? Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то', что' сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, – будет; и всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите. [Мф. 21, 18 – 19.]
У апостола Марка говорится, что еще не наступило время смоковнице давать плоды. За что же тогда проклял ее Христос? Архиепископ Аверкий (Таушев) объясняет:
За то, что она видом своим обманывала, вводила в заблуждение. На смоковнице листья являются обычно после плодов, а эта смоковница своим зеленеющим видом обещала плоды проходящим по дороге путникам, в то время как в действительности на ней ничего, кроме одних листьев, не было. По учению Церкви смоковница эта была символом представителей и руководителей иудейской ветхозаветной церкви — первосвященников, книжников и фарисеев, которые имели только внешний вид исполнителей Закона Божия, а действительных плодов веры не приносили. Господь обрек их на иссушение в наказание за их лицемерие, и предрек, как мы увидим дальше, что «отъимется от них Царствие Божие и дастся языку творящему плоды его».
Великий пост закончился в пятницу, а дальше дни бегут с повышенной скоростью. За болью, трагизмом и величием событий не всегда удается разглядеть их удивительную череду и символичность. В субботу Христос воскресил своего друга Лазаря, это первые подземные толчки в аду (где до Воскресения Христова оказывались все умершие, даже святые, поэтому на иконе Сошествие Христа во ад праведники с нимбами), ровно через неделю ад падет. Христос пройдет через ад и уничтожит его, с этого момента человек перестал быть обреченным на вечную смерть, теперь мы можем пойти за Христом и жить вечно, со смертью наша жизнь не прервется.
В воскресенье Господь вошел в Иерусалим, с этой минуты, с первого крика «Осанна!» начинается его медленный и быстрый путь ко Кресту и смерти. Начался обратный отсчет времени.
В Великий понедельник на страстной седмице Святая Церковь своими песнопениями призывает встретить «начатки страстей Господних» и последовать за Господом на пути в Иерусалим. Грядущие невинные страдания Спасителя показаны в ветхозаветном прообразе целомудренного Иосифа.
«Иосиф, — говорится в Синаксаре, — есть прообраз Христов, потому что и Христос становится предметом зависти для своих единоплеменников-иудеев, продается учеником за тридцать сребреников, заключается в мрачный и тесный ров-гроб и, восстав из него, воцаряется над Египтом, то есть над всяким грехом, и в конец побеждает его, владычествует над всем миром, человеколюбиво искупляет нас дарованием таинственной пшеницы и питает небесным хлебом — Своею Живоносною Плотию».
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Сегодня, возлюбленные братья и сестры, в апостольском Послании к Филиппийцам мы слышали уже пасхальные нотки. Если мы во время Великого поста слышали покаянные молитвы, покаянные песнопения, обращающие нас внутрь себя, то сегодня мы уже услышали эту пасхальную нотку в послании апостола Павла: «Братия, радуйтеся всегда о Господе; и паки реку: радуйтеся» (Флп. 4, 4).
Мы можем спросить себя: а чему нам радоваться в нашей жизни? Много чему мы можем радоваться и должны радоваться в своей жизни: радоваться своему уму, что у нас есть хоть какой-то ум. Когда однажды отец Иоанн Кронштадтский служил молебен на открытие Дома умалишенных в Кронштадте, по окончании молебна к нему подошел больной человек и говорит: «Отец Иоанн, я хотел у Вас спросить, Вы когда-нибудь Бога благодарили за свой светлый разум?». И тогда отец Иоанн задумался о том, что он настолько естественно воспринимал наличие здравого ума, что даже никогда не возносил за него благодарственной молитвы. Он поклонился этому больному человеку до земли и поблагодарил его, страдающего недостатком ума, а с другой стороны, исполненного такой глубочайшей мудрости.
Поэтому и в нашей жизни мы должны радоваться тому, что мы сейчас стоим здесь на «своих двоих», что нам дана вера, нам дано знание о будущем, знание о вечной жизни, знание о Христе, элементарное знание о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», что такое «добро» и что такое «зло». Сейчас многие люди живут просто «растительной» жизнью. Поели, попили, поспали, пошли на работу, посмотрели телевизор — и так проходит вся жизнь: без смысла, без содержания, без цели, без радости. Стоит произойти малейшему колебанию в жизни: уменьшилась зарплата, повысилось давление, кто-то сказал грубое слово, начальник на работе понизил в должности — все, целая трагедия! А если годы человека приближаются к старости, жизнь клонится к закату, время — к зиме, тогда такой человек вообще исполняется отчаянием, потому что понимает, что молодость прошла, надежды не исполнились, впереди безвестность, впереди только «два метра». Где его фундамент, в чем основание его жизни, чему такому человеку радоваться?