Продолжается Великий пост. Время непростое во всех отношениях. И самое сложное – определиться, как должен пройти этот отрезок времени, чтобы душе от этого была максимальная польза.
Прежде всего, важно настроиться на длительный срок. Великий пост невозможно прожить в режиме спринтерского броска. И сейчас, в середине поста, это становится особенно ясно. Здесь ближе настрой бега на длинные дистанции. Важно взять правильный темп, иначе сейчас, в середине поста, он перестанет приносить пользу, но лишь раздражение и усталость.
Поэтому разумно сначала определиться с тем, что по силам нашей изнеженной душе, а что просто доведет ее до изнеможения. Например, для одного естественно вычитывать многочасовое правило, а кого-то это приведет в состояние, когда и одну-две молитвы невозможно заставить себя прочитать.
Сегодня, возлюбленные о Господе братья и сестры, святая матерь наша Церковь празднует память преподобного и богоносного отца нашего Иоанна Лествичника, знаменитого отца Православной Церкви, который, движимый Духом Святым, написал великую книгу на все времена – «Лествицу». В ней в 30 ступенях и в 30 статьях, излагается путь человеческой души к Небу. И сегодня в этот день я хотел бы обратить ваше внимание на то, чтобы каждый из вас немного задумался над одной вещью. Великим Постом у нас семь воскресных дней, и только память трех святых из тысячи, представляется нашему вниманию из года в год в дни святого Великого Поста.
Первый - это день памяти святителя Григория Паламы, житие которого мало кто знает по своему, где-то нерадению, где-то недалекости, где-то, может быть, невозможности найти его жизнеописание, хотя в житиях Дмитрия Ростовского оно есть, и все желающие могут прочитать. Но многие все равно слышали и понимают, почему память именно этого святого во вторую неделю Великого Поста дается нам в поучение. Никто так из святых, как святитель Григорий Палама, не изложил учение о внутреннем единении человека с Богом, об обожении, о делании покаянной Иисусовой молитвы, с помощью которой человек соединяется с Богом. Он был отец исихастов. Он создал учение об исихазме, т.е. безмолвии. Учение о молитвенном сопребывании с Богом и провозгласил, что оно возможно не только для иноков, не только для монахов, не только для священников, но вообще для всех боголюбцев. Что с помощью этой молитвы, с помощью соединения человеческого ума, сердца с Богом, человек пронизывается Божественными энергиями или благодатью, которая освящает человека и способна преобразить любое темное сердце, любой темный ум, потому что Сам Бог входит в жизнь того человека, который призывает имя Божие, имеет памятование о Боге. И это возможно и доступно всем. Не только тем, кто подвизается в монастырях, служит в храмах, а и тем, кто изо дня в день пашет на работе день и ночь.
«Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними! И если любите любящих вас – какая вам за то благодарность? ...Любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего! ...Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд!..»
Любовь – это самое трудное слово! В центре всего мироздания стоит Любовь, потому, что Бог есть Любовь! В самом центре Евангельского учения находится Любовь. Любовью буквально пронизаны, пропитаны, насыщены Евангельские страницы.
В самом центре, в самом сердце, в глубине души человека должна находиться Любовь!
«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий! – восклицает апостол Павел.
Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а любви не имею – то я ничто!
Представляем вашему вниманию беседы игумена Мелхиседека на радио "Радонеж"
Духовный сложнее. Он требует постоянного присмотра за состоянием собственной души, которую всегда, каждое мгновение, смущают «хотения», соблазны и искушения.
Без помощи, только своими силами справиться непросто. Именно поэтому на полпути до конечной цели, Церковь выносит в центр своего богослужения Крест Господень. Этот символ веры и спасения не только «пища духовная», но и напоминание, что наша жизнь в основе своей имеет крест. Помните, как у апостола: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мной» (Мк. 8;34)