Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Однажды Святитель Григорий Палама в день праздника Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы Приснодевы Марии воскликнул: «Не хватает слов, не хватает чувств и мыслей, чтобы в полноте восхвалить и возблагодарить Пречистую преблагославенную Деву Марию! Один Бог только во всей полноте может прославить и возвеличить Ее имя. Единственное, что может быть только быть подобным хвале Божьей Матери, - это дивные наши церковные песнопения».
И мы слышим в этот святой праздничный день такие слова: «в Рождестве девство сохранила еси, во Успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущая Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наши».
Не сказано «от смерти избавляеши телеса наши», а «души наши». Потому что, если будет жива душа, то будет с ним живо и воскрешено тело в оный день, в который знает Единый Господь, когда Он придет судить живых и мертвых. И наше распавшееся естество и тело вновь соединит с живой душой. Была бы только жива она.
Многие люди молятся Богу, молятся, бывает годами молятся – а Бог их не слышит! Не принимает их молитв и не исполняет, и потому ничего у этих людей в жизни - не меняется к лучшему. Почему? Да потому что эти люди не умеют молиться, либо они молятся небрежно, торопливо, чтобы только поскорей вычитать свое молитвенное правило и заняться какими-то своими делами. А главное, они равнодушны к Богу и потому не хотят учиться по-настоящему молиться, чаще всего из-за своей лени, потому что чувствуют, что настоящая молитва – это большой труд. Не понимают они, что молитва – это удивительный и чудесный дар, который Господь подает только тем людям, которые стремятся к добру, стремятся быть хорошими людьми, стремятся жить честно, хорошо относиться ко всем людям и делать бескорыстно добрые дела, которые искали и нашли Бога, которые полюбили Бога, верят Ему, доверяют Ему, благодарны Богу от всей своей души и сердца за великую милость, которую Господь оказал им – даровав им Веру!
Если кто принуждает себя к одной только молитве, но - НЕ СТАРАЕТСЯ воспитывать в себе ДОБРЫЕ привычки – Господь ему дар настоящей, благодатной молитвы – НЕ ДАСТ!
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
«Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху; да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе!».
Сегодня мы слышали о дивном событии, о котором нам повествует Святое Евангелие, что за сорок дней до Своего распятия, ибо так нам говорит Святая Церковь, что это событие происходило именно в этот период, чтобы утвердить учеников Своих в вере, Господь преобразился пред учениками. Ибо Господь так и сказал: «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее» (Ин. 10, 17–18).
Он взял на гору высокую одних только учеников. Высокая гора — это образ восхождения, образ труда, образ подвижничества, образ аскетики, образ очищения. Славу Божию можно увидеть только в молитвенном труде и в труде доброделаний. Ибо Господь нам так и говорит: «Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!" войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7, 21). Чтобы сотворить волю Отца Небесного, ее надо знать. А она указана в Евангелии.
Ломоносов однажды сказал: «Бог оставил нам две книги: одну писанную, а другую неписанную. В одной Он показал Свою волю, а в другой показал Свою Премудрость». Книга неписанная — это наш мир, через который Бог показал Свою Премудрость. А книга писанная, в которой Он показал Свою волю, есть Священное Писание.
Лето – время отдыха и некой духовной расслабленности, когда человек настраивает себя на праздность, отдыхает от своих трудов. Очень часто ему бывает трудно сосредоточиться на том, чтобы воздерживаться, поститься. Возникают в этом отношении нарекания и в адрес Успенского поста.
Но хотелось бы отметить, что мера восприятия и исполнения постов зависит от системы приоритетов каждого человека.
Если во главе своих приоритетов человек ставит Христа, Православную Церковь, а потом уже все остальное – семью, Родину, работу и так далее, то посты для него не являются чем-то экстраординарным, временем скорби и печального воздержания от тех или иных видов продуктов. Они являются, в первую очередь, периодом, когда он сможет попытаться еще ближе стать ко Христу. Сможет ради Бога претерпеть какие-то лишения, пусть достаточно условные, ведь в наше время существует огромное изобилие постных продуктов, и поститься для любого человека — совершенно незатруднительно даже таким строгим постом, каким является Успенский.
Подробнее: 10 замечаний о посте на оставшиеся 10 дней до Успения
В понедельник, 19 августа, Православная Церковь празднует Преображение Господне.
Согласно христианской традиции, Преображение Господне - это праздник, установленный в воспоминание о великом событии в жизни Иисуса Христа. Для апостолов смысл Преображения Господня заключался в том, чтобы они, когда увидят Иисуса распинаемым, не усомнились в его учении, а засвидетельствовали добровольные страдания и смерть Спасителя за нас, грешных, и проповедали миру, что Господь Иисус Христос есть истинный Сын Божий.
Преображение показало наличие в Иисусе Христе двойственной природы - Божественной и человеческой. Как говорил святой Иоанн Златоуст, Преображение произошло, «дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами».
Местом Преображения церковное предание считает гору Фавор в Галилее. Святая царица Елена, мать первого римского императора-христианина Константина Великого, построила на горе храм в честь Преображения Господня, разрушенный в XIII в.
***
Накануне праздника вчитаемся в тексты праздничной службы: как и о чем говорил Господь с человеком — предлагаем паремии, читаемые на Всенощном бдении, в русском переводе с толкованиями.
***